Система оценки качества подготовки обучающихся
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.12.2019 №1632 «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2021 №950 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 декабря 2019 года № 1632 «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (стр. 28-32, приложение 1);
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2022 №10-П-83 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию и развитию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в Ханты-мансийском автономном округе - Югре на 2022 - 2024 годы»;
Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 28.06.2021 №456 «Об утверждении положения о муниципальной системе оценки качества образования в городе Когалыме» (раздел 4, п. 4.3, стр. 13-23);
Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 07.07.2021 №475 «О внесении изменения в приказ управления образования Администрации города Когалыма от 28.06.2021 №11-Пр-456 «Об утверждении положения о муниципальной системе оценки качества образования города Когалыма»;
Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 18.02.2022 №123 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию и развитию системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма на 2022 - 2024 годы»
Цели и задачи оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма.
Обоснование целей и задач
Муниципальная система оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма функционирует в соответствии с основными федеральными и региональными требованиями и призвана обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в городе на основе комплексного анализа образовательных результатов обучающихся города Когалыма.
Согласно ФГОС результаты школьного образования описываются в совокупности трёх составляющих:
- предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета и на межпредметном уровне;
- метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные умения) – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- личностные результаты – совокупность ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту.
Особенностью их достижения является то, что предметные результаты из разряда цели переходят в разряд средства обеспечения метапредметных и, что особенно важно, личностных результатов. Такой подход к рассмотрению результатов подготовки обучающихся позволяет формировать у них способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, быть успешными и конкурентноспособными, т.е. функционально грамотными людьми. Поэтому вопрос достижения обучающимися планируемых образовательных результатов (предметных и метапредметных) освоения образовательных программ на каждом уровне общего образования (начальном общем, основном общем и среднем общем образовании) и их положительная динамика является основной задачей школьного образования.
В настоящее время в общеобразовательных организациях города Когалыма внедряются различные инструменты оценки качества образования. Активно изучается уровень подготовки обучающихся с использованием таких инструментов, как государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (в формах ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные диагностические работы, муниципальные диагностические работы. Обучающиеся общеобразовательных организаций города Когалыма наряду с обучающимися других территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включены в международные и национальные исследования качества образования.
Обеспечение объективности результатов является основным принципом при проведении оценочных процедур и проверки работ участников оценочных процедур, что позволяет получить реальные и объективные результаты, а, в дальнейшем, принять адекватные и действенные меры, управленческие решения по повышению качества образования
Результаты оценочных процедур детально анализируются, выявляются проблемные зоны (образовательные дефициты) в подготовке обучающихся, принимаются меры, управленческие решения по нивелированию дефицитов и повышению качества образования. Но динамика улучшения образовательных результатов обучающихся города Когалыма не стабильна, а эффективность принимаемых мер зачастую незначительная или совсем отсутствует, что подтвердилось результатами основного периода ОГЭ 2021 года (ОГЭ по русскому языку не сдали 12 выпускников 9-х классов, ОГЭ по математике не сдали 147 выпускников 9-х классов).
Поэтому вопросы развития муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся остаются актуальными.
Целями оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма являются:
- на уровне начального общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования на следующем уровне; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
- на уровне основного общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На уровне основного общего образования основными результатами образования у обучающихся являются сформированные умения применять полученные знания в жизненных ситуациях и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
- на уровне среднего общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Обучение на уровне среднего общего образования ориентировано на профильную подготовку обучающихся к получению профессионального образования, поэтому одним из ведущих направлений деятельности образовательных организаций является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальной образовательной траектории.
- получение объективной оценки уровня формирования у обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма функциональной грамотности, а именно:
- способности проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира (математическая грамотность);
- способности применять полученную в процессе чтения информацию в различных ситуациях, находить, анализировать и интерпретировать ее (читательская грамотность);
- способности применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях (естественнонаучная грамотность);
- способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды (финансовая грамотность);
- способности продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения (креативное мышление);
- глобальной компетенции, как сочетания знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых обучающимися при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений);
- на всех уровнях общего образования – обеспечение объективности образовательных результатов, процедур оценки качества образования и Всероссийской олимпиады школьников.
Задачи системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма:
- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых образовательных программ: предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – OB3) по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- выявление уровня сформированности у обучающихся всех видов функциональной грамотности, в том числе с использованием информационного ресурса проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» (http://skiv.instrao.ru);
- выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
- выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся;
- повышение уровня образовательных результатов обучающихся на основе ранее проведенного анализа результатов различных оценочных процедур (федерального, регионального, муниципального уровня, уровня образовательной организации, международных сопоставительных исследований в сфере образования);
- получение достоверной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма путем обеспечения объективности процедур оценки качества образования и Всероссийской олимпиады школьников как на этапе проведения, так и на этапе проверки работ, а именно:
- организация общественного наблюдения при проведении оценочных процедур, мониторинговых исследований в общеобразовательных организациях города Когалыма, всероссийской олимпиады школьников;
- осуществление контроля за соблюдением порядка (регламентов) проведения процедур оценки качества образования, Всероссийской олимпиады школьников, соблюдением мер информационной безопасности, исключением конфликта интересов в отношении работников, привлекаемых к проведению процедур оценки качества и Всероссийской олимпиады школьников;
- выявление необъективных результатов и проведение профилактической работы по недопущению необъективности в оценивании;
- формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Показатели, используемые в системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания уровня (низкий, базовый, высокий) метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в разрезе учебных предметов и оценочных процедур.
Методы сбора и обработки информации, источники данных и возможные процедуры, используемые в системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма определяют порядок получения информации по показателям системы. Отбор методов сбора и обработки информации осуществляется для каждой конкретной оценочной процедуры в зависимости от цели этой оценочной процедуры.
Мониторинг состояния системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма направлен на получение информации по показателям системы подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма
Анализ результатов мониторинга проводится с целью определения не только текущего состояния качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма, но и с целью выявления факторов (положительных и отрицательных), влияющих на изменение качества подготовки обучающихся, проблемных и (или) зон риска. Анализ результатов мониторинга показателей должен обеспечивать выявление динамики образовательных результатов обучающихся.
Результаты анализа представляются в форме аналитических справок, отчетов, как правило в качестве приложений к приказу управления образования Администрации города Когалыма об итогах мониторинга.
Адресные рекомендации разрабатываются по результатам анализа результатов мониторинга для решения выявленных проблем, повышения качества подготовки обучающихся. Адресные рекомендации, как правило, указываются в аналитических справках, отчетах по итогам мониторинга. Адресные рекомендации могут быть оформлены и в отдельный документ.
Меры, мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, должны охватывать все категории участников образовательных отношений. К таким мерам относится:
- проведение мероприятий по вопросам повышения качества подготовки обучающихся с руководителями общеобразовательных организаций, с педагогическими работниками;
- проведение информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями);
- проведение мероприятий, направленных на анализ и интерпретацию образовательных результатов;
- проведение мероприятий по формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
- принятие мер по повышению объективности на этапе проведения процедур оценки качества образования, Всероссийской олимпиады школьников и при проверке результатов;
- иные мероприятия, направленные на повышение качества подготовки обучающихся.
Управленческие решения (конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учётом выявленных проблемных областей) могут приниматься на различных уровнях управления системой образования (муниципальном, институциональном) и должны содержатся в приказах, распоряжениях, указаниях.
Анализ эффективности принятых мер проводится управлением образования Администрации города Когалыма на муниципальном уровне, администрациями общеобразовательных организаций на уровне образовательной организации.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и являются основой для корректировки имеющихся и/или постановки новых задач системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма.
|