Формирование функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)
функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность |
способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность |
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность |
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
|
Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные, информационные материалы
- Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 №ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо заместителя министра Минпросвещения России от 15.09.2021 №АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.09.2021 №1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.09.2021 №1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»
- Письмо управления образования Администрации города Когалыма от 29.03.2021 №11-Исх-812 об использовании электронного банка заданий
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 17.09.2021 №643 (в ред. от 23.03.2022) «Об организации работы по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма»
- Письмо управления образования Администрации города Когалыма от 06.12.2021 №11-Исх-3435 "О внесении изменений в некоторые локальные нормативные акты общеобразовательных организаций города Когалыма по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
- Приказ Управления образования от 15.09.2022 №11-Пр-649 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма,
на 2022-2023 учебный год" - Приказ Управления образования от 26.09.2022 №11-Пр-689 "О проведении диагностики по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций города Когалыма в вопросах формирования функциональной грамотности школьников"
- Перечень курсов повышения квалификации по вопросам функциональной грамотности для педагогических работников, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в 2021 – 2022 учебном году
- Информационный бюллетень для подготовки к оценке по модели PISA
- Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» «Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность"
- Методические рекомендации для детей и родителей "Что значит "быть грамотным" в XXI веке"
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» руководство пользователя (открыть)
- Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»
- Банк заданий для формирования функциональной грамотности (группа издательства «Просвещение»)
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Учебное пособие «Уроки формирования функциональной грамотности» (Министерство образования Новосибирской области Государственное казённое учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»)
- Практические рекомендации «Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке»
- Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности АУ "Институт развития образования"
- Тренировочные кейсы по формированию функциональной грамотности:
Мониторинг функциональной грамотности
- Приказ АУ «Институт развития образования» от 17.11.2021 №405-о «Об организации проведения оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Единой автоматизированной системе оценки качества образования»9 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 17.11.2021 №11-Пр-858 «О проведении оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021 – 2022 учебном году»
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 30.12.2021 №11-Пр-1048 «Об итогах проведения оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021 – 2022 учебном году»
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 18.01.2022 №11-Пр-24 (в ред. от 28.01.2022) «О проведении диагностической работы по функциональной грамотности в 5 классах общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году»
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 01.03.2022 №11-Пр-161 «Об итогах проведения оценки функциональной грамотности обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году»
Семинары, вебинары, совещания, заседания ММО
- Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Когалыма (совещание заместителей директоров 28.09.2021 (протокол, презентация), 22.04.2022 (протокол))
- Вебинары по функциональной грамотности: платформа «Просвещение. Поддержка»
- График проведения методических мероприятий. Ссылка на регистрацию
- 10 февраля 2022 года – «Формирование и оценка финансовой грамотности. Опыт образовательных организаций города Когалыма» (презентация, видеозапись)
- 17 февраля 2022 года – «Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности» (онлайн) ссылка для заполнения формы обратной связи (видеозапись, презентации)
- 17 марта 2022 года – «Формирование функциональной грамотности на уроках математики».
- 7 апреля 2022 года – «Креативное мышления – новое направление в исследовании функциональной грамотности» (презентации, заметка).
- 12 апреля 2022 года – «Формировании естественнонаучной грамотности» (презентации, заметка).
- Деятельность стажировочных площадок по формированию функциональной грамотности:
Полезные ссылки
- ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО": сайт «Единое содержание общего образования»: раздел «Функциональная грамотность», раздел «Методические уроки»
- Открытые задания PISA (fioco.ru/примеры-задач-pisa)
- АУ "Институт развития образования": Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности
Список телефонов «горячей линии» по вопросам формирования функциональной грамотности |
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество специалиста |
Должность |
Курируемые вопросы |
Телефоны |
1. |
Власенко Марина Геннадьевна |
начальник отдела по общему и дополнительному образованию |
Формирование функциональной грамотности у учащихся |
8(34667)93639
|
2. |
Верховская Елена Анатольевна |
специалист-эксперт отдела по организационно-педагогической деятельности |
Работа с педагогическими работниками по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
8(34667)93884
|