Меню сайта
Документ
Статистика

Инклюзивное образование

 

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Инклюзивное образование - это:

  • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
  • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
  • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
  • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
  • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
  • Открытость образовательного процесса и стратегий образования 
  • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
  • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей

 

Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

 

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Согласно информации муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, с целью создания универсальной безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ в муниципальных программах в 2013-2015 годах предусмотрены финансовые средства в объеме 121 798, 7 тыс. руб.

            Данные средства позволят к 2016 году создать универсальную безбарьерную среду для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в 20% общеобразовательных школ, в том числе для получения инклюзивного образования.

 
 

 


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 
Скачать документ (обуч.ОВЗ.pdf)Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Скачать документ (Пр.МО РФ №1015.doc)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Скачать документ (ФГОС спец.обр.pdf)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать документ (Пр.ДОиМП№988 от 14.07.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.07.2015 №988 (в ред. от 14.04.2015 №463, от 21.05.2015 №675) «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2016 годы»
Скачать документ (Пр.ДОиМП №675 от 21.05.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 (в ред. от 14.04.2015 №463) «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2016 годы»
Скачать документ (пр.ДОиМП №463 от 14.04.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.04.2015 №463 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2015 годы»»
Скачать документ (Пр.ДОиМП Концепция.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 20.05.2013 №437 «Об организации Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»
Скачать документ (Приказ № 301 от 19.03.2014.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2015 годы»
Скачать документ (Приказ № 270.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.03.2014 №270 «Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО-Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году»
Скачать документ (Ресурсные центры ХМАО.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31.01.2014 №85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам инклюзивного образования»
Скачать документ (Инструктивное письмо по созданию безбарьерной среды.zip)Инструктивное письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №10-1209 от 13.02.2013 «По созданию универсальной безбарьерной среды»
Скачать документ (256.pdf)Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 25.03.2014 №256 «Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории города Когалыма, в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды»
Скачать документ (№335.pdf)Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 18.04.2014 №335 «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования города Когалыма»
Скачать документ (Koncepcija razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre.doc)Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Скачать документ (Pismo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 07.06.2013 IR-535o7.doc)Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"
Скачать документ (Postanovlenie Pravitelstva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 09.10.2013 430-p.doc)Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020 годы"»
Скачать документ (Postanovlenie Pravitelstva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 13.12.2013 543-p.pdf)Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»
Скачать документ (Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 30.08.2013 goda 1015.doc)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Скачать документ (Rasporjazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 15.05.2013 792-r.doc)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
Скачать документ (Rasporjazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 26.11.2012 2181-r.doc)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р
 
 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С УЧЁТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СОЗДАННЫХ УСЛОВИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА КОГАЛЫМА

Одним из приоритетных направлений в сфере образования остается обеспечение гарантий равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

По состоянию на 30.10.2015 года в муниципальных общеобразовательных организациях города обучается 79 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и 85 детей – инвалидов (в 2014 -  2015 году – 90 детей с ОВЗ и 78 детей – инвалидов). Из них 28 детей с ОВЗ (50,9%) и 60 детей – инвалидов (76,9%) обучаются в общеобразовательных классах совместно с нормально развивающимися сверстниками.

  В МАОУ «Средняя школа № 8» в двух специальных (коррекционных) классах VIII вида обучается 31 человек с ограниченными возможностями здоровья, из них детей-инвалидов – 22, в том числе на домашнем обучении - 13 человек.

В образовательных организациях продолжается обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (далее-ДОТ). В 2015-2016 учебном году с использованием ДОТ на дому обучается 22 ребенка-инвалида: это 3 учащихся начальных классов и 19 учащихся 5-11 классов (в 2014-2015 - 25 детей-инвалидов).

 Для детей, имеющих нарушения зрения, функционируют 7 групп комбинированной направленности в МАДОУ «Колокольчик», которые посещают 54 ребёнка с данной патологией, из них детей-инвалидов – 2.

Шесть групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в детских садах «Цветик-семицветик», «Буратино», «Колокольчик» и «Берёзка» посещают 70 детей с нарушениями речи, в том числе 6 детей-инвалидов.

В сентябре 2015 года открыта группа компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта в МАДОУ «Колокольчик», которую посещают 10 детей.

Всего 30 детей-инвалидов воспитываются в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности муниципальных дошкольных образовательных организаций города.

    Основанием для организации обучения по специальным (коррекционным) программам, составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является обследование ребёнка в условиях Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей).

  В 2014 году согласно приказу Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.03.2014 №270 МБОУ «Средняя школа №3» и МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма определены базовыми учреждениями в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в городе Когалыме.

Происходящие изменения в образовательных организациях, соответствующих требованиям безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, создают условия для реализации инклюзивного образования.

Поиск
Родителям
     
Телефоны
Подписка

Вход на сайт
Информация
 
Полезные ссылки
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации