Меню сайта
Документ
...
   
Обсуждения
 
Статистика

Инклюзивное образование

 

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Инклюзивное образование - это:

  • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
  • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
  • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
  • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
  • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
  • Открытость образовательного процесса и стратегий образования 
  • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
  • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей

 

Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

 

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Согласно информации муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, с целью создания универсальной безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ в муниципальных программах в 2013-2015 годах предусмотрены финансовые средства в объеме 121 798, 7 тыс. руб.

            Данные средства позволят к 2016 году создать универсальную безбарьерную среду для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в 20% общеобразовательных школ, в том числе для получения инклюзивного образования.

 
 

 


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 
Скачать документ (обуч.ОВЗ.pdf)Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Скачать документ (Пр.МО РФ №1015.doc)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Скачать документ (ФГОС спец.обр.pdf)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать документ (Пр.ДОиМП№988 от 14.07.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.07.2015 №988 (в ред. от 14.04.2015 №463, от 21.05.2015 №675) «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2016 годы»
Скачать документ (Пр.ДОиМП №675 от 21.05.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 (в ред. от 14.04.2015 №463) «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2016 годы»
Скачать документ (пр.ДОиМП №463 от 14.04.15.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.04.2015 №463 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2015 годы»»
Скачать документ (Пр.ДОиМП Концепция.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 20.05.2013 №437 «Об организации Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»
Скачать документ (Приказ № 301 от 19.03.2014.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 19.03.2014 №301 «Об утверждении Плана-Графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2015 годы»
Скачать документ (Приказ № 270.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 14.03.2014 №270 «Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО-Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году»
Скачать документ (Ресурсные центры ХМАО.pdf)Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31.01.2014 №85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам инклюзивного образования»
Скачать документ (Инструктивное письмо по созданию безбарьерной среды.zip)Инструктивное письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №10-1209 от 13.02.2013 «По созданию универсальной безбарьерной среды»
Скачать документ (256.pdf)Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 25.03.2014 №256 «Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории города Когалыма, в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды»
Скачать документ (№335.pdf)Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 18.04.2014 №335 «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования города Когалыма»
Скачать документ (Koncepcija razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre.doc)Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Скачать документ (Pismo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 07.06.2013 IR-535o7.doc)Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"
Скачать документ (Postanovlenie Pravitelstva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 09.10.2013 430-p.doc)Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020 годы"»
Скачать документ (Postanovlenie Pravitelstva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 13.12.2013 543-p.pdf)Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»
Скачать документ (Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 30.08.2013 goda 1015.doc)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Скачать документ (Rasporjazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 15.05.2013 792-r.doc)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
Скачать документ (Rasporjazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 26.11.2012 2181-r.doc)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р
 
 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С УЧЁТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СОЗДАННЫХ УСЛОВИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА КОГАЛЫМА

Одним из приоритетных направлений в сфере образования остается обеспечение гарантий равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

По состоянию на 30.10.2015 года в муниципальных общеобразовательных организациях города обучается 79 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и 85 детей – инвалидов (в 2014 -  2015 году – 90 детей с ОВЗ и 78 детей – инвалидов). Из них 28 детей с ОВЗ (50,9%) и 60 детей – инвалидов (76,9%) обучаются в общеобразовательных классах совместно с нормально развивающимися сверстниками.

  В МАОУ «Средняя школа № 8» в двух специальных (коррекционных) классах VIII вида обучается 31 человек с ограниченными возможностями здоровья, из них детей-инвалидов – 22, в том числе на домашнем обучении - 13 человек.

В образовательных организациях продолжается обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (далее-ДОТ). В 2015-2016 учебном году с использованием ДОТ на дому обучается 22 ребенка-инвалида: это 3 учащихся начальных классов и 19 учащихся 5-11 классов (в 2014-2015 - 25 детей-инвалидов).

 Для детей, имеющих нарушения зрения, функционируют 7 групп комбинированной направленности в МАДОУ «Колокольчик», которые посещают 54 ребёнка с данной патологией, из них детей-инвалидов – 2.

Шесть групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в детских садах «Цветик-семицветик», «Буратино», «Колокольчик» и «Берёзка» посещают 70 детей с нарушениями речи, в том числе 6 детей-инвалидов.

В сентябре 2015 года открыта группа компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта в МАДОУ «Колокольчик», которую посещают 10 детей.

Всего 30 детей-инвалидов воспитываются в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности муниципальных дошкольных образовательных организаций города.

    Основанием для организации обучения по специальным (коррекционным) программам, составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является обследование ребёнка в условиях Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей).

  В 2014 году согласно приказу Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.03.2014 №270 МБОУ «Средняя школа №3» и МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма определены базовыми учреждениями в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в городе Когалыме.

Происходящие изменения в образовательных организациях, соответствующих требованиям безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, создают условия для реализации инклюзивного образования.

Календарь событий
Поиск
Важно
Федеральный портал "Российское образование"
           
Телефоны
Подписка

Вход на сайт
Информация
 
 
Полезные ссылки
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации